О проекте областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. (Аналит. записка № 14-4.5 от 07.11.23)

В комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике



АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

О проекте ярославского областного бюджета на 2024 год

1 ноября 2023 года в Ярославскую областную Думу губернатором области был внесен проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

В данной аналитической записке будут рассмотрены бюджетные показатели на 2024 год. В части основных параметров (характеристик) бюджета проведено сравнение с периодом 2020-2023 годов. В отношении доходной части ярославского областного бюджета сделано сопоставление с внесенным 31.10.2022 исходным законопроектом о бюджете на 2023 год, первоначально принятой (закон Ярославской области от 23.12.2022 №76-з) и действующей редакциями областного бюджета (закон Ярославской области от 02.11.2023 № 63-з) текущего года. По аналогичной схеме проведен анализ расходной части в соответствии с разделами и подразделами классификации расходов бюджетов. В отношении государственных программ показана сравнительная динамика между законопроектной составляющей, изначально утвержденной редакцией и фактическим исполнением за период 2021-2023 годов.

1. Основные параметры (характеристики) бюджета

Сумма доходов областного бюджета в 2024 году составит 120,362 миллиардов рублей, расходы составят 117,588 миллиардов, профицит бюджета равен 2,774 миллиардов рублей.

 Общий объем доходов по сравнению с законопроектом о бюджете на 2023 год увеличивается на 21,956 миллиардов рублей или на 22,31%. За последние пять лет более высокая позитивная динамика к предшествующему году была отмечена только в 2022 году (+23,46%).

При этом прогнозируемый объем собственных (налоговых и неналоговых) доходов в 2024 году составляет 110,554 миллиардов рублей, что на 25,859 миллиардов или на 30,53% превышает значения аналогичного периода предшествующего года (далее по тексту – АППГ). Для сравнения, собственные доходы в проекте закона о бюджете на 2022 год по сравнению с 2021 годом выросли на 20,33%.

Объем безвозмездных поступлений в ярославский областной бюджет наоборот, сократился – 9,808 миллиардов рублей, что на 3,903 миллиардов или на 28,47% меньше, чем в АППГ.

Расходная часть бюджета по сравнению с АППГ увеличивается на 17,060 миллиардов рублей или на 16,97%, что выше аналогичных показателей 2023 и 2022 годов (+15,69% и +13,94% соответственно).

Впервые за пять лет проект областного бюджета на следующий год внесен с профицитом: в 2021 и 2023 годах имел место дефицит, в 2020 и 2022 годах расходы равнялись доходам.

Более подробно информация об основных параметрах (характеристиках) бюджета представлена в Приложении 1 к настоящей аналитической записке.

2. Доходы

Как уже было отмечено, общий объем доходов на 2024 год в законопроекте значительно превышает показатели внесенной исходной редакции ярославского областного бюджета на 2023 год. С другой стороны, он сопоставим с действующей редакцией (закон от 02.11.2023 № 63-з) бюджета текущего года и уступает ей всего 5,069 миллиардов рублей или 4,04%.

При этом собственные (налоговые и неналоговые) поступления прогнозируются в размере +12,904 миллиардов рублей (+13,21%) к действующим значениям 2023 года. Рост по налогу на прибыль организаций закладывается в размере 3,751 миллиардов рублей (+10,54%), по налогу на доходы физических лиц – в размере 2,544 миллиардов (+9,95%), по акцизам – в размере 701,521 миллионов рублей (+3,84%).

Поступления от штрафов, санкций, возмещения ущерба увеличиваются в 4,69 раза - до 4,321 миллиардов рублей (+3,400 миллиардов), доходы от продажи материальных и нематериальных ресурсов – в 51 раз – до 701,931 миллионов рублей (+688,130 миллионов), доходы от оказания платных услуг – на 77,19% - до 2,473 миллиардов рублей (+1,077 миллиардов).

Принимая во внимание, что во внесенном законопроекте доля безвозмездных поступлений в бюджет 2024 года относительно невелика (всего 35,30% к действующей редакции 2023 года), представляется вполне вероятным, что в ходе принятия закона о бюджете на 2024 год во втором чтении, а также при его дальнейшей корректировке часть собственных доходов будет замещаться поступлениями из федеральных источников.

Более подробно информация о доходах представлена в Приложении 2.

3. Расходы

Представленная в законопроекте расходная часть ярославского областного бюджета на 2024 год превышает исходные (внесенные) значения бюджета 2023 года на 17,060 миллиардов рублей или на 16,97%, однако, в отличие от доходной части, значительно уступает действующей редакции 2023 года – на 16,798 миллиардов рублей или 12,50%.

В принципе, если сравнивать два внесенных исходных законопроекта о бюджетах на 2023 и 2024 годы, то большинство разделов и подразделов бюджетной классификации в следующем году предлагается финансировать в увеличенных объемах. В некоторых случаях этот рост достаточно значительный: +84,90% по разделу «Общегосударственные вопросы», +36,68% «Национальная экономика», +38,18% «Жилищно-коммунальное хозяйство», +52,34% «Культура, кинематография», +158,32% «Средства массовой информации».

Более низкий уровень финансирования в 2024 году предполагается лишь в части разделов «Здравоохранение» (-422,510 миллионов рублей или -4,85%; в основном за счет подразделов «Скорая медицинская помощь» и «Амбулаторная помощь»), «Физическая культура и спорт» (-858,421 миллионов рублей или -37,01%; за счет сокращения финансирования спорта высших достижений на 1,529 миллиардов рублей, ассигнования по прочим подразделам увеличиваются). Кроме того, в законопроекте не предусмотрено выделение в 2024 году средств по подразделу «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» (в действующей редакции 2023 года на эти цели запланировано 17,637 миллионов рублей, фактическое исполнение на 01.11.2023 составляет 242,707 миллионов рублей).

При сравнении же законопроекта с действующей редакцией ярославского областного бюджета на 2023 год (закон от 02.11.2023 № 63-з) просматривается несколько иная картина.

Позитивная динамика прослеживается лишь по разделам «Общегосударственные вопросы» (+9,82%), «Охрана окружающей среды» (+26,69%), «Образование» (+1,64%), «Средства массовой информации» (+99,73%) и «Обслуживание государственного долга» (+34,35%).

Значительно снижается финансирование разделов «Жилищно-коммунальное хозяйство» (-35,44%), «Здравоохранение» (-28,91%) и «Физическая культура и спорт» (-54,43%).

Стоит учитывать, что в данном случае мы имеем дело лишь с исходной версией ярославского областного бюджета на 2024 год. При принятии закона во втором чтении и в ходе последующих корректировок объем финансирования будет уточняться. Так, с момента внесения законопроекта об областном бюджете на 2023 год (30.10.2022) до настоящего момента его расходная часть увеличилась на 33,858 миллиардов рублей (+33,68%).

Более подробно информация о расходах представлена в Приложении 3.

4. Государственные программы

При утверждении ярославского областного бюджета на 2023 год в его состав входило 30 государственных программ Ярославской области. В течение года добавилась еще одна – «Научно-техническое развитие Ярославской области». В 2024 году данная структура бюджета сохраняется. При этом государственная программа «Развитие контрактной системы в сфере закупок Ярославской области» меняет название на «Развитие системы государственных и муниципальных закупок, имущественных торгов Ярославской области» с сохранением базовой кодировки по целевым статьям расходов (35.0.00.00000).

Анализ исходных законопроектов 2020-2023 годов о бюджете на следующий год, первоначальных редакций областных бюджетов и их фактического исполнения (на 2023 год - прогноз) показывает, что в большинстве случаев финансирование госпрограмм на всех стадиях принятия и исполнения постепенно увеличивается.

Если сравнить исходные проекты бюджетов на 2023 и 2024 годы в разрезе государственных программ, то можно сделать следующие выводы:

- значительно (в разы) в 2024 году предполагается увеличить финансирование госпрограмм «Доступная среда в Ярославской области» (+38,44 миллионов рублей, +208,89%), «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на территории Ярославской области» (+204,49 миллионов, рост в 32 раза), «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области» (+503,58 миллионов, рост в 7 раз), «Развитие молодежной политики и патриотическое воспитание в Ярославской области» (+124,17 миллионов, +105,80%), «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области» (+62,03 миллионов, +114,53%), «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» (+702,21 миллионов, рост в 8 раз), «Развитие системы государственного управления на территории Ярославской области» (+29,14 миллионов, рост в 8 раз), «Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области» (+364,93 миллионов рублей, рост в 3,5 раза);

- существенно (более чем на 25%) сокращаются расходы на госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области» (-339,67 миллионов рублей, -29,23%), «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области» (-859,20 миллионов, -27,46%) и «Местное самоуправление в Ярославской области» (-27,35 миллионов рублей, -26,21%).

В очередной раз напомним, что вносятся только исходные суммы финансирования, которые могут значительно измениться в течение финансового года. Так, в проекте закона о бюджете на 2022 год государственную программу «Охрана окружающей среды в Ярославской области» предлагалось профинансировать в размере 92,628 миллионов рублей, при принятии во втором чтении сумма выросла до 332,358 миллионов, фактическое исполнение по итогам года составило 902,410 миллионов рублей.

Также стоит отметить, что по сравнению с текущим годом очень сильно изменилась внутренняя структура отдельных государственных программ, представленных в составе ярославского областного бюджета на 2024 год, включая несовпадения по кодам целевых статей расходов, названиям подпрограмм, проектов и основных мероприятий и т.п., что вызывает трудности при арифметическом сопоставлении.

Более подробно информация о государственных программах представлена в Приложении 4.

Материалы по детальному сопоставлению государственных программ Ярославской области на 2023 и 2024 годы будут представлены в профильные комитеты Ярославской областной Думы дополнительно.


Приложения на 5 стр.


Начальник управления                                                                               А.С. Буров

Дополнительные материалы


23zap14-4.5

1,86

Также в разделе

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2