21.11.2025 - Экспресс-информация по итогам заседания Думы


21 ноября 2025 года состоялось очередное заседание Ярославской областной Думы восьмого созыва. На заседании присутствовало 38 депутатов областной Думы.

Начало заседания: 10.00.
Окончание заседания: 13.20.

Принятые законы

1. «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»

Изменены отдельные показатели областного бюджета на текущий год:

1) общий объем доходов уменьшен на 2 830,7 млн. руб., в основном за счет неналоговых доходов, и составит 139 540,8 млн. руб.;

2) общий объем расходов уменьшен на 1 026,7 млн. руб. и составит 151 968,3 млн. руб.;

3) дефицит областного бюджета на 2025 год увеличивается на 1 804,0 млн. рублей и составит 12 427,5 млн. рублей.

2. «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О прогнозном плане (программе) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»

В прогнозный план (программу) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, включен объект недвижимого имущества, который не используются для реализации государственных функций, - трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: г. Углич, ул. Островского, зд. 7а. Также уточняется кадастровый номер земельного участка в связи с объединением двух земельных участков.

3. «О прогнозном плане (программе) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов»

В прогнозный план (программу) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, включены объекты недвижимого имущества, которые не используются для реализации государственных функций:

– перечень акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Ярославской области и подлежат приватизации (пакет акций ОАО «Авиация Ярославля» - 24,96 % уставного капитала);

– перечень имущества, находящегося в собственности Ярославской области, подлежащего приватизации (82 объекта недвижимого имущества, в которых отсутствует необходимость их использования для государственных нужд, в том числе объекты недвижимого имущества, не реализованные в 2025 году);

– перечень имущества, находящегося в собственности Ярославской области, подлежащего внесению в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества «Яркоммунсервис» (наружные сети теплоснабжения (Ростовский район);

– перечень имущества газораспределения и газопотребления, находящегося в собственности Ярославской области, подлежащего приватизации (1984 объекта газораспределения и газопотребления).

4. «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установления и оценки применения обязательных требований, а также экспертизы нормативных правовых актов в Ярославской области»

В связи с изменениями федерального законодательства корректируется ряд положений о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных правовых актов, а также признания утратившими силу положений, предусматривающих обязанность органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области по проведению экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.

5. «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в области организации дорожного движения»

С 1 января 2026 года к полномочиям органов государственной власти Ярославской области будут отнесены полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области по утверждению проектов организации дорожного движения, разрабатываемых для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, изменений в указанные проекты, а также по установлению перечня органов и организаций, с которыми подлежат согласованию указанные проекты организации дорожного движения и изменения в указанные проекты организации дорожного движения.

6. «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О перераспределении между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

С 1 января 2026 года на региональный уровень перераспределяются полномочия органов местного самоуправления по организации регулярных перевозок на территориях Большесельского, Борисоглебского, Брейтовского, Гаврилов-Ямского, Любимского, Мышкинского, Некоузского, Некрасовского, Первомайского, Пошехонского, Тутаевского муниципальных округов Ярославской области.

7. «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О регулировании отдельных вопросов в области гражданской обороны на территории Ярославской области»

Принятые изменения направлены на приведение областного Закона в соответствие изменившемуся федеральному законодательству.

Уточняются полномочия Губернатора по введению в действие плана гражданской обороны и защиты населения Ярославской области, корректируются полномочия органов исполнительной власти области в части планирования мероприятий по подготовке к защите и защите материальных и культурных ценностей.

Вводится положение, согласно которому порядок финансового обеспечения отдельных мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, а также перечень таких мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения»

Наличие населенных пунктов с одинаковыми наименованиями в составе одного муниципального образования Ярославской области создает системные затруднения в обеспечении граждан государственными и муниципальными услугами. На сегодняшний день на территории Ярославской области выявлено 726 одноименных сельских населенных пунктов.

В связи с этим Законом предусматривается изменение типа сельского населенного пункта в качестве одного из способов идентификации отдельных сельских населенных пунктов с одинаковым наименованием.

9. «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об административных правонарушениях»

Законом предусматривается административная ответственность:

- за неисполнение или нарушение требований, установленных указами Губернатора Ярославской области, принятыми во исполнение решений оперативного штаба Ярославской области,

- за продажу несовершеннолетним горюче-смазочных материалов или легковоспламеняющихся жидкостей как за несоблюдение требований по защите детей от факторов, негативно влияющих на их развитие.

Кроме того, уточняется состав административного правонарушения за невнесение платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения и дорогах местного значения, а также увеличиваются размеры штрафов за данное правонарушение.

10. «О внесении изменений в статьи 112 и 112-2 Закона Ярославской области «О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области»

Закон принят в целях согласования положений областного Закона с положениями федерального законодательства.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» глава муниципального образования одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.

Принятыми изменениями уточняется порядок представления главой муниципального образования Ярославской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядок проведения проверки достоверности и полноты указанных сведений. Представление главой муниципального образования Ярославской области указанных сведений будет осуществляться в порядке, установленном для лиц, замещающих муниципальные должности.

11. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах и признании утратившим силу Закона Ярославской области «Об установлении ставок налога на игорный бизнес на территории Ярославской области»

Закон принят с учетом изменившегося федерального законодательства. Уточняется перечень категорий налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы. Услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров исключаются из перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения на территории Ярославской области.

В перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения на территории Ярославской области, включаются услуги банковских платежных агентов (субагентов) по принятию от физических лиц наличных денежных средств и их внесению на банковские счета этих физических лиц и по выдаче физическим лицам наличных денежных средств с их банковских счетов, оказываемых банковскими платежными агентами (субагентами) этим физическим лицам при осуществлении ими розничной торговли через объекты стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах, входящих в состав муниципальных округов.

Кроме того, уточняются категории впервые зарегистрированных налогоплательщиков, имеющих право на применение налоговой ставки в размере 0 процентов при применении упрощенной системы налогообложения.

Признается утратившим силу Закон Ярославской области «Об установлении ставок налога на игорный бизнес на территории Ярославской области» в связи с исключением налога на игорный бизнес из перечня региональных налогов.

Законопроекты, принятые в I чтении

1. «Об областном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов»

Предлагается утвердить областной бюджет:

1) на 2026 год:

- общий объем доходов в сумме 151,45 млрд. руб.;

-  общий объем расходов в сумме 151,87 млрд. руб.;

- объем дефицита - 0,43 млрд. руб.

Собственные доходы на 2026 год предлагается утвердить в сумме 127,58 млрд. руб., безвозмездные поступления - 23,87 млрд. руб.

Расходы по отдельным госпрограммам: здравоохранение 18 041,1 млн. руб., образование 30 818,2 млн. руб., развитие транспортного комплекса 15 677,4 млн. руб., социальная поддержка 14 299,12 млн. руб.

Верхний предел государственного долга на 01.01.2027 - 61 530,15 млн. руб.

2) Бюджет на период 2027-2028 годов планируется:

- по доходам в размерах 153,05 млрд. руб. и 163,25 млрд. руб. соответственно

- по расходам в размерах 153,5 млрд. руб. и 163,25 млрд. руб. соответственно.

2. «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов»

Предлагаемый законопроектом бюджет Территориального фонда ОМС содержит следующие основные характеристики:

1) на 2026 год:

- общий объём доходов составляет 28 601 859 600 руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из Федерального фонда ОМС, - 27 526 102 800 руб. и бюджетов других территориальных фондов ОМС – 1 034 756 400 руб.;

- общий объём расходов равен сумме доходов - 28 601 859 600 руб., в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам других территориальных фондов ОМС - 893 191 400 руб.;

2) на плановый период 2027-2028 годов доходы и расходы также сбалансированы:

- общие объёмы доходов – 32 483 230 100 руб. и 34 862 504 700 руб. соответственно,

- общие объёмы расходов – 32 483 230 100 руб. и 34 862 504 700 руб. соответственно.

В 2026 году на выполнение территориальной программы ОМС планируется направить 27 320 739 500   руб., нормированный страховой запас Фонда предлагается утвердить в сумме 2 443 198 500 руб., норматив расходов на ведение дела по ОМС установить в размере 0,8% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.

Рассмотренные вопросы

1. Принято постановление о назначении на должность мирового судьи в Ростовский судебный район Ярославской области на судебный участок № 3 Емельяненко Т.Н. без ограничения срока полномочий.

2. Дума поддержала проект регионального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2064 годы на 2026-2028 годы, которым предусмотрен в 2026 году капитальный ремонт в 328 многоквартирных домах.

3. Внесены изменения в пункт 71 Постановления Ярославской областной Думы «О награждении Почетной грамотой Ярославской областной Думы»: устранена техническая неточность при написании отчества награждаемого лица.

4. Принято постановление о награждении Почетной грамотой Думы 69 жителей Ярославской области.

5. Дума поддержала 3 проекта федеральных законов:

- № 1032452-8 «О внесении изменений в статью 78 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части организации получения образования для отдельных категорий иностранных граждан (предлагается освободить от прохождения обязательного тестирования по русскому языку детей участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; детей граждан, прибывших из стран, где русский язык является государственным; детей сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудников международных организаций, чей статус подтвержден официальными документами.);

- № 779096-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (предлагается изменить судебный порядок и условия расторжения брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, в части обязательного принятия судом мер к примирению таких супругов, а также закрепить положения об оказании социально-психологических услуг при расторжении брака в качестве вида примирительных процедур.);

- № 1038821-8 «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О концессионных соглашениях» (предлагается для всех открытых конкурсов на право заключения концессионного соглашения дополнить перечень критериев конкурса, используемых для оценки конкурсных предложений, критерием «предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером».).

6. Поддержаны 2 обращения:

- Законодательного Собрания Нижегородской области «К Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину о внесении изменений в федеральное законодательство в части профессиональной подготовки водителей автобусов, работающих на регулярных пассажирских маршрутах»;

- Орловского областного Совета народных депутатов в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу необходимости усиления мер по ограничению пользования мототранспортом лицами, не достигшими возраста 16 лет, и ужесточения правил передвижения на мототранспорте по дорогам общего пользования.

7. Приняв к сведению информацию председателя комитета по законодательству, вопросам государственной власти и местному самоуправлению Ярославской областной Думы Осипова И.В. о ходе исполнения протокольной записи, оформленной на заседании Ярославской областной Думы 10 июля 2025 года, принято решение рекомендовать Правительству Ярославской области:

- рассмотреть вопрос об установлении и применении административного наказания в виде «предупреждения» за совершение отдельных административных правонарушений;

- проработать вопрос о разработке и принятии порядка уведомления (информирования) лиц до возбуждения дела об административном правонарушении, о фиксации (выявлении) фактов, указывающих на наличие события административного правонарушения в области благоустройства, зафиксированных с применением работаютащих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. Обеспечить информирование населения Ярославской области о принятом порядке уведомления лиц.

Органам местного самоуправления Ярославской области рекомендовано при принятии Правил благоустройства территории муниципального образования (внесении изменений) предусмотреть увеличение срока на удаление надписей (рисунков, граффити, иных изображений), нанесенных в нарушение установленного порядка, на фасадах зданий (строений, сооружений) и расположенных на них элементах благоустройства, на ограждениях или иных элементах внешнего благоустройства.



Подготовлено аналитическим управлением аппарата Думы: (4852) 40-10-46