О льготных ставках налогов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (Аналит. записка №19 от 16.04.2015)

 

Председателю

Ярославской областной Думы

М.В. Боровицкому

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

 

О льготных ставках налогов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей

 

В связи обсуждением в Ярославской областной Думе проектов законов Ярославской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах» (внесен 31.03.2015 депутатами Ярославской областной Думы Капраловым А.А., Боровицким М.В., Осиповым И.В., Исаевым П.В., Окладниковым А.Б., Колобовым В.А., Крутиковым А.Г., Кругловым И.В., Кузьминым А.В., Павловым Ю.К., Кучменко А.Н.) и «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей» (внесен 27.03.2015 депутатом Ярославской областной Думы Потаповым А.В.) аналитическим управлением аппарата Ярославской областной Думы подготовлен следующий справочно-аналитический материал.

1. Юридические аспекты законодательной инициативы.

Налоговым кодексом РФ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») субъектам РФ предоставляется право устанавливать налоговую ставку в размере 0 процентов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, для впервые (после вступления в силусоответствующего закона субъекта РФ)  зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в течение двух лет подряд в рамках периода с 2015 по 2020 годы.

Дополнительные пункт 4 статьи 34620 и пункт 3 статьи 34650 в применении к внесенным в Ярославскую областную Думу законодательным инициативам сгруппированы в прилагаемой таблице сравнений.

2. Финансовые последствия применения регионального закона.

В соответствии с действующим бюджетным законодательством налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, зачисляется в областной бюджет, а налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, – в бюджеты муниципальных районов и городских округов Ярославской области. В случае открытия нового предприятия по установленным видам предпринимательской деятельности бюджеты не дополучат возможных доходов в течение предстоящих 5 лет, а также текущего 2015 года. С другой стороны, при отсутствии «налоговых каникул» не возникали бы стимулы к началу предпринимательской деятельности, которая станет источником бюджетных поступлений в будущем.

Для сведения, на 2015 год прогнозируются доходы областного бюджета от упрощенной системы налогообложения в сумме 1758,6 млн. руб., доходы от патента для бюджетов трех городских округов в общей сумме 10,7 млн. руб., бюджетов всех муниципальных районов в общей сумме 2,7 млн. руб. Определить на этом фоне потенциал «упущенной выгоды» для регионального и местных бюджетов от временного налогового освобождения вновь зарегистрированныхпредпринимателей не представляется возможным. Можно, однако, предположить, что в связи с указанными нововведениями появятся новые схемы налогового планирования со стороны бизнеса. Следует отдавать себе отчет в том, что теневые процессы в экономике будут неизбежно сопровождать дифференцированное  налогообложение, применяемое исходя путь и из благих намерений. 

3. Социально-экономические последствия нового закона.

Инициатива стимулирования предпринимательской активности в форме создания новых предприятий идеологически восходит к простой формуле управления: способствовать расширению сферы занятости в условиях экономического кризиса и роста напряженности на рынке труда. Угроза безработицы для активного населения в современных условиях развития России является следствием как внешнеполитических и мировых экономических факторов, так и внутренних проблем, включая дефицит средств пенсионной системы. С этой точки зрения поддержка малого предпринимательства путем снижения административных барьеров и, в данном случае, применения финансовых стимулов приобретает особенно важное значение. Количественная оценка последствий  применения указанных мер стимулирования в масштабе региона потребует дополнительных усилий экспертного сообщества.

Нужно также учитывать то, что позитивный социально-экономический эффект от использования временных налоговых льгот для начинающих индивидуальных предпринимателей возможен при условии интенсивного информационного сопровождения проектов (привлекая помощь государства) и воспитания у граждан (потенциальных предпринимателей) доверия к предлагаемым «правилам игры» на рынке, в целом, доверия к публичной власти.

 

Приложение на 6 листах. 

 

Начальник управления                                                                   А.С. Буров 

Ерошин А.А., 40-10-19