Ярославская областная Дума восьмого созыва
Постановление
от |
24.09.2024 |
|
№ |
228 |
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Утвердить отчет о работе комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству за прошедший период (сентябрь 2023 года – август 2024 года) (прилагается).
2. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Документ-Регион».
Утвержден
Постановлением
Ярославской областной Думы
от 24.09.2024 № 228
О Т Ч Е Т
о работе комитета Ярославской областной Думы
по экономической политике, инвестициям, промышленности
и предпринимательству за прошедший период
(сентябрь 2023 года – август 2024 года)
Комитет Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству (далее – комитет) образован Постановлением Ярославской областной Думы (далее – Дума) от 26.09.2023 № 221 «Об образовании комитетов Ярославской областной Думы восьмого созыва».
В соответствии с Постановлением Думы от 26.09.2023 № 223 «О составах комитетов Ярославской областной Думы восьмого созыва» в состав комитета входят 9 депутатов Думы (далее – депутат), из них 3 работают на профессиональной постоянной основе.
Председателем комитета является депутат Вахруков М.С. Заместителями председателя комитета – депутаты Горохов И.В. и Юдаев А.А.
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Регламентом Думы, вопросами ведения комитета, планом законопроектной работы Думы на текущий год и утвержденными в соответствии с ними планами работы комитета, а также поручениями Думы.
Работа комитета направлена на рассмотрение вопросов в сферах: стратегического планирования Ярославской области; государственного регулирования инвестиционной деятельности и стимулирования экономического развития; государственно-частного партнерства; развития малого и среднего предпринимательства; реализации инвестиционных проектов, создания технопарков и кластерной политики; использования земель населенных пунктов и пригородных зон городов; порядка управления и распоряжения имущества Ярославской области; приватизации государственного имущества; промышленной политики и предпринимательства; инновационного развития; рекламы; науки и научно-технической политики; защиты экономических интересов Ярославской области, экономической безопасности, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), а также в случае введения чрезвычайного положения; закупок товаров, работ и услуг, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд; проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установления и оценки применения обязательных требований, а также экспертизы нормативных правовых актов в Ярославской области и др.
Деятельность комитета по указанным направлениям осуществлялась в различных формах и видах.
Формами работы комитета были заседания комитета, заседания созданных при комитете рабочей группы и экспертного совета, совещания, в рамках которых рассматривались законопроекты (поправки к законопроектам), внесенные в порядке законодательной инициативы в Думу, проекты федеральных законов, направленные в Думу Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее – ГД ФС РФ) и законодательными органами субъектов Российской Федерации, осуществлялись контроль за исполнением нормативных правовых актов в соответствии с вопросами ведения комитета, подготовка предложений по устранению нарушений, выявленных при исполнении законодательства Ярославской области, оказание консультационной помощи по вопросам применения регионального законодательства, рассмотрение поступивших обращений граждан и организаций.
За отчетный период комитетом проведено 11 заседаний, в том числе 3 внеочередных.
На заседаниях комитета были рассмотрены 53 вопроса, по которым принято 53 решения комитета.
В отчетный период рассмотрено 270 входящих документов и подготовлено 78 исходящих документа, в том числе 6 – от комитета.
Определяющим направлением работы комитета являлось рассмотрение поступивших в Думу законопроектов. В отчетном периоде комитетом рассмотрены и Думой приняты 9 законов Ярославской области, а именно:
- Закон Ярославской области «О прогнозном плане (программе) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2024 – 2026 годы». Данный закон разработан и принят в целях оптимизации системы управления и распоряжения имуществом Ярославской области. В перечень имущества, находящегося в собственности Ярославской области, подлежащего приватизации в 2024 – 2026 годах, предложено включить 14 объектов недвижимого имущества (в том числе объекты недвижимого имущества, не реализованные в 2023 году) и пакет акций ОАО «Авиация Ярославля» (24,96 % уставного капитала);
- Закон Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с проведением специальной военной операции». В законе устанавливаются случаи и порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных в собственность субъектов Российской Федерации согласно Федеральному закону от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а при отсутствии таких земельных участков – других земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следующей категории граждан: военнослужащим, лицам, заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, удостоенным звания Героя Российской Федерации или награжденным орденами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющимся ветеранами боевых действий, а также членам семей указанных военнослужащих и лиц, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в ходе участия в специальной военной операции;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Законом вносятся изменения в отдельные положения Закона области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Указанные изменения обусловлены разработкой проекта закона Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с проведением специальной военной операции»;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Законом устанавливаются дополнительные критерии предоставления юридическим лицам земельного участка без проведения торгов, а именно необходимость обеспечения в результате реализации масштабного инвестиционного проекта создания не менее устанавливаемого количества рабочих мест и (или) осуществления не менее устанавливаемого объема инвестиций. При этом минимальные значения количества рабочих мест и объема инвестиций дифференцированы по группам муниципальных образований Ярославской области в зависимости от численности их населения;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и статьи 3 и 4 Закона Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с проведением специальной военной операции». В целях обеспечения государственной поддержки участников специальной военной операции и их семей представленным Законом предлагается установить новые категории граждан, которые могут претендовать на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. Кроме того, данным Законом уточняется порядок подачи членами семьи участника специальной военной операции заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка в случае его гибели до вступления в силу Закона Ярославской области от 25.12.2023 № 85-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с проведением специальной военной операции» (далее – Закон 85-з). В Законе предусматривается положение об утрате права участников специальной военной операции и членов их семей на приобретение в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Законом 85-з в случае реализации ими права на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов;
- Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах реализации масштабных инвестиционных проектов, предусматривающих обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Законом устанавливаются критерии предоставления юридическим лицам земельного участка без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов, предусматривающих обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В результате реализации предлагаемых масштабных инвестиционных проектов предполагается формирование специализированного жилищного фонда Ярославской области за счет жилых помещений, передаваемых в собственность Ярославской области в целях предоставления жилых помещений в установленном действующим законодательством порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и статьи 3 и 4 Закона Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с проведением специальной военной операции». Законом предусматривается уточнение положений регионального законодательства, посвященного вопросам предоставления на территории Ярославской области в собственность и в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с принятием Закона Ярославской области от 31.05.2024 № 21-з «Об отдельных вопросах реализации масштабных инвестиционных проектов, предусматривающих обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проектом закона предлагается дополнить перечень случаев, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду без проведения торгов.
Законом предлагается предусмотреть отнесение к числу граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, по соответствующим основаниям, лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации, а в случае их гибели – членов их семьи.
Кроме того, законом определяются территории, на которых осуществляется предоставление религиозным организациям, казачьим обществам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. При установлении таких территорий учитывается сложившаяся в законодательстве и судебной практике система определения территории, на которой осуществляется деятельность религиозных организаций, казачьих обществ;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области». С учетом изменений федерального законодательства законом предлагается внести корреспондирующие изменения в Закон Ярославской области от 28.12.2011 № 58-з «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области», предусматривающие корректировку способа приватизации государственного и муниципального имущества (продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены заменена на продажу государственного или муниципального имущества по минимально допустимой цене); определение полномочий Правительства Ярославской области по продаже имущества, находящегося в собственности Ярославской области, по минимально допустимой цене;
- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О прогнозном плане (программе) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2024-2026 годы». Закон разработан в целях расширения перечня имущества, находящегося в собственности Ярославской области и подлежащего приватизации.
Помимо работы над профильными законами комитет участвовал в рассмотрении проекта закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». В рамках работы с проектами федеральных законов комитетом на заседаниях рассмотрены 10 федеральных инициатив.
Комитетом уделялось большое внимание повышению качества принимаемых законодательных актов. Проекты законов Ярославской области, рассматриваемые на заседаниях комитета, направлялись на заключения в правовое управление аппарата Думы, Правительство Ярославской области, прокуратуру Ярославской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, Контрольно-счетную палату Ярославской области. При наличии в заключениях на законопроект замечаний проводились совещания по выработке решений для их устранения и подготовке соответствующих поправок.
Деятельность комитета была направлена не только на законотворчество, но и на контроль правоприменения законов, действующих на территории Ярославской области, повышение качества и эффективности законодательства. Контроль правоприменения регионального и федерального законодательства осуществлялся посредством рассмотрения информации органов исполнительной власти региона о реализации региональных и федеральных законов, государственных программ, о деятельности в сферах экономики, соответствующих вопросам ведения комитета.
С целью стимулирования экономического развития региона, а также в рамках выполнения контрольной функции реализации действующих законов и подзаконных нормативных правовых актов комитетом были рассмотрены следующие вопросы:
- об исполнении Закона Ярославской области от 05.05.2015 № 30-з «О промышленной политике в Ярославской области»;
- об исполнении Закона Ярославской области от 19.12.2005 № 83-з «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области»;
- о реализации подпрограммы «Стимулирование инвестиционной деятельности в Ярославской области» государственной программы Ярославской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ярославской области» на 2021-2025 годы;
- о создании в Ярославской области территорий опережающего развития, особых экономических зон, технопарков;
- о создании в Ярославской области условий для стимулирования инвестиций действующих и новых промышленных предприятий и развития кластерной политики;
- об исполнении Закона Ярославской области от 06.05.2008 № 20-з «О развитии малого и среднего предпринимательства»;
- о налоговых льготах, преференциях и создании благоприятных условий для создания и развития предприятий МСП в Ярославской области;
- о ежегодном докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области за 2023 год;
- о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Ярославской области за 2023 год и истекший период 2024 года («Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» на 2021-2025 годы; «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» на 2021-2027 годы; «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» на 2020-2025 годы; «Развитие контрактной системы в сфере закупок Ярославской области» на 2020-2025 годы; «Научно-техническое развитие Ярославской области» на 2023-2028 годы);
- о реализации статьи 27 Закона Ярославской области от 28.12.2011 № 58-з «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области» в части выполнения прогнозного плана (программы) приватизации областного имущества за 2023 год;
- о реализации статьи 6 Закона Ярославской области от 28.12.2011 № 58-з «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области» в части осуществления контроля за использованием областного имущества;
- об исполнении Закона Ярославской области от 02.04.2013 № 16-з «О мерах государственной поддержки социально ответственных работодателей»;
- о ежегодном отчете о выполнении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года;
- об исполнении Закона Ярославской области от 04.05.2018 № 17-з «О стратегическом планировании в Ярославской области».
В рамках поддержки модернизации сельских почтовых отделений комитетом подготовлены, рассмотрены и приняты Думой следующие обращения:
- обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность погашения части убытков АО «Почта России», в первую очередь вызванных расходами на логистику и содержание почтовых отделений в сельской местности, труднодоступных населенных пунктах с малочисленным населением, за счет средств федерального бюджета, а также предусмотреть иные механизмы компенсационных выплат (Постановление Ярославской областной Думы «Об обращении Ярославской областной Думы в Правительство Российской Федерации о погашении части убытков АО «Почта России» за счет средств федерального бюджета и разработке механизмов компенсационных выплат»);
- обращение в АО «Почта России» с просьбой включить в список объектов, нуждающихся в ремонте, техническом и технологическом переоснащении, сельские отделения почтовой связи, расположенные на территории Ярославской области, ввиду того, что в федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов предусмотрены бюджетные ассигнования на взнос в уставной капитал АО «Почта России» в целях модернизации и приведения в нормативное состояние отделений и иных объектов почтовой связи, расположенных в сельской местности (Постановление Ярославской областной Думы «Об обращении Ярославской областной Думы в АО «Почта России» о содействии в модернизации и приведении в нормативное состояние отделений почтовой связи АО «Почта России», расположенных в сельской местности»).
Кроме того, на заседании комитета был рассмотрен важный для региона вопрос «О передаче объектов культурного наследия из федеральной собственности в государственную собственность Ярославской области», по которому принято Постановление Ярославской областной Думы. Постановлением утверждается перечень объектов культурного наследия, передаваемых из федеральной собственности в государственную собственность Ярославской области, и направляется для рассмотрения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом предложение о передаче в государственную собственность Ярославской области объектов культурного наследия, указанных в перечне.
С целью глубокой проработки вопросов комитетом активно использовались такие формы работы, как рабочие группы, совещания, заседания экспертного совета при комитете.
Для принятия обоснованных решений по рассматриваемым законопроектам и вопросам экономического характера при комитете действовал экспертный совет в составе руководителей организаций, представителей научного сообщества и высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт законотворческой и практической работы в экономической сфере деятельности, созданный решением комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности, предпринимательству от 12.12.2023 № 24. Состоялось 3 заседания экспертного совета, на которых обсуждались следующие вопросы:
- о ежегодном докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области за 2023 год;
- о проекте закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области»;
- о налоговых льготах, преференциях и создании благоприятных условий для создания и развития предприятий МСП в Ярославской области;
- о создании в Ярославской области особых экономических зон;
- о развитии индустриальных парков в Ярославской области.
Члены экспертного совета также принимали участие в заседаниях комитета.
Решением от 19.03.2024 года № 11 создана рабочая группа по развитию малого и среднего предпринимательства в Ярославской области (далее – рабочая группа). Состоялось организационное заседание рабочей группы.
На заседаниях рабочей группы и экспертного совета готовились к рассмотрению на комитете проекты законов Ярославской области, обсуждались проблемы предпринимательского сообщества Ярославской области, вырабатывались подходы к решению проблем бизнес-сообщества, в том числе по результатам рассмотрения отчета Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области.
Комитетом организован контроль исполнения принятых решений. Решения, содержащие предложения в адрес Правительства Ярославской области, иных государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, направлялись им для рассмотрения. Полученные ответы доводились до сведения членов комитета, экспертного совета при комитете, заинтересованных лиц.
Значительное внимание уделялось рассмотрению обращений, поступающих из законодательных органов субъектов Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению комитета. За отчетный период в комитет поступили 4 обращения из законодательных органов субъектов Российской Федерации, одно из них рассмотрено на комитете.
Члены комитета как представители Думы также участвовали в работе межведомственных органов:
- в Комиссии по приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, рассмотрению экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Ярославской области и оценке целесообразности увеличения уставных фондов (капиталов) государственных предприятий Ярославской области и хозяйственных обществ с участием Ярославской области – депутат Горохов И.В.;
- в Комиссии по размещению рекламных конструкций на территории Ярославской области – депутат Юдаев А.А.;
- в Координационном совете Ярославской области по государственно-частному партнерству – депутаты Горохов И.В., Демидов И.А., Канашкин В.Ю.;
- в Комиссии по государственной поддержке инвестиционной деятельности при Правительстве Ярославской области – депутаты Вахруков М.С., Гончаров А.Г., Юдаев А.А.;
- в Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Ярославской области – депутат Соколов С.С.;
- в Консультативном совете по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области и экспертизе нормативных правовых актов Ярославской области – депутаты Дмитриев М.В., Полкуев Р.Н.
В своей работе комитет активно взаимодействовал с органами исполнительной власти Ярославской области, местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, Союзом «Торгово-промышленная палата Ярославской области», хозяйствующими субъектами, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества.
В целом комитет достаточно эффективно справлялся с поставленными перед ним задачами, решая проблемы экономического характера методами и способами, присущими парламентской деятельности.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
Совместное заседание экспертных советов при комитетах по бюджету, финансам и налоговой политике и по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству