Об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Закона Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на тер
Постановление от 31.05.2016 №176

Об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Закона Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на тер


Дополнительные материалы


Правовой акт


Ярославская областная Дума

шестого созыва

Постановление

 

от

  31.05.2016

 

176

 

Об итогах мониторинга правоприменения

Федерального закона от 24.07.2002

№ 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного

назначения» и Закона Ярославской области

от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях

оборота земель сельскохозяйственного

назначения на территории Ярославской области»

Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Закона Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области», в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Принять к сведению Отчет об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Закона Ярославской области от 23.10.2003
№ 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области».

2. Разместить настоящее Постановление и Отчет об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Закона Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуника­ционной сети «Интернет».

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Ярославской областной Думы И.В. Осипова.

 

Председатель

Ярославской областной Думы                                               М.В. Боровицкий


Приложение

к Постановлению

Ярославской областной Думы

от 31.05.2016  № 176

 

Отчет

об итогах мониторинга правоприменения
Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения» и Закона Ярославской области
от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель
сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области»

 

I. Общие положения

Объекты мониторинга – Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ), Закон Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» (далее – Закон Ярославской области № 55-з).

Мониторинг осуществлялся рабочей группой, созданной решением комитета Ярославской областной Думы по аграрной политике, экологии и природопользованию от 12 мая 2015 года № 33 (далее – рабочая группа), на основании Постановления Ярославской областной Думы от 23.12.2014 № 366 «Об утверждении Плана мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе на 2015 год».

Время проведения мониторинга – май 2015 года – март 2016 года.

Основная цель мониторинга – выявление проблем при применении указанных законов для их дальнейшего совершенствования.

Мониторинг проводился в соответствии с Постановлением Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе».

 

II. Сведения о деятельности рабочей группы

Председатель рабочей группы – А.Б. Окладников; члены рабочей группы – депутаты Ярославской областной Думы В.М. Ермилов, А.Н. Ершов, С.Д. Иванов, О.Н. Секачева; сотрудники аппарата – О.В. Алексеенко, И.Н. Черничкина.

Рабочая группа осуществляла свою работув соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12 февраля 2014 года № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе», согласно которому проведены следующие мероприятия:

- разработаны и направлены запросы в органы государственной власти и местного самоуправления, органы власти других регионов;

- систематизированы поступившие на запросы ответы;

- проведен анализ проекта федерального закона № 1007443-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании» (в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании);

- проведена оценка эффективности действия норм Закона Ярославской области № 55-з, изучены предложения, направленные на совершенствование данного закона.

 

III. Проведение мониторинга

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом № 101-ФЗ и Законом Ярославской области № 55-з в части оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области.

В отношениях, связанных с оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, от имени Ярославской области выступает Правительство Ярославской области или специально уполномоченный орган государственной власти Ярославской области.

Реализация положений Закона Ярославской области № 55-з осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Ярославской области по нескольким направлениям:

- предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Ярославской области;

- реализация права преимущественного приобретения Ярославской областью земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и принудительному изъятию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

- сохранение площадей сельскохозяйственных угодий в Ярославской области.

По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-ФЗ). Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. При этом законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В целях реализации вышеуказанной нормы в части 3 статьи 6.1 Закона Ярославской области № 55-з установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене в размере 1,5 процента кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

В соответствии со ст. 7 Закона Ярославской области № 55-з к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных статьями 12 – 14 Федерального закона № 101-ФЗ.

В целях сохранения площадей особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в Ярославской области, в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона Ярославской области № 55-з, постановлением Правительства Ярославской области от 10.06.2009 № 576-п утверждены Порядок ведения и форма перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.

В материалах, полученных из органов исполнительной власти Ярославской области и администрации Переславского муниципального района Ярославской области, указаны следующие проблемы, которые препятствуют максимальному целевому использованию земель:

- наличие земельных участков сельскохозяйственного назначения, права собственности на которые не оформлены в соответствии с действующим законодательством;

- наличие неиспользуемых собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения;

- невозможность обязать собственников сельскохозяйственных земельных участков осуществить раздел земельного участка с целью включения находящихся на нем угодий в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий; 

- невозможность изъять неиспользуемый собственником земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в залоге у банка.

Обозначенные проблемы решаются путем внесения изменений:

- в Федеральный закон № 101-ФЗ в части сокращения срока для принудительного изъятия земельного участка, в связи с неиспользованием, с трех до двух лет;

- в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью.

Также Правительством Ярославской области изданы постановления от 12.03.2015 № 257-п, от 16.03.2016 № 275-п «О включении земельных участков в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ярославской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается».

Таким образом, общий анализ информационных материалов позволяет сделать вывод, что наиболее спорные правовые ситуации возникают не в связи с применением регионального закона, а в связи с недостаточно полным регулированием в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения на федеральном уровне.

В этой связи рабочей группой был проанализирован внесенный депутатами 29.02.2016 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 1007443-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании) (далее – законопроект, проект федерального закона).

Законопроектом предусматривается сокращение (с пяти до двух лет) срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования для сельскохозяйственного производства. Срок сокращается за счет включения срока, необходимого на освоение земельного участка, в общий срок неиспользования такого участка.

В развитие данных положений законопроектом устанавливается обязанность собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах государственного земельного надзора, указывающие на ненадлежащее использование или неиспользование такого земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более лет подряд, приступить к использованию такого земельного участка в течение года с момента возникновения права собственности на такой участок.

Согласно законопроекту за невыполнение данной обязанности собственник земельного участка может быть привлечен к административной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством (часть 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Законопроектом предусматривается ряд норм, направленных на совершенствование порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании, в том числе:

- установление обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня поступления от Россельхознадзора (его территориальных органов) материалов о неустранении правонарушений, связанных с ненадлежащим использованием или неиспользованием земельного участка, обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов;

- в случае если земельный участок находится в состоянии, непригодном для производства сельскохозяйственной продукции в связи с необходимостью проведения культуртехнических работ, начальная цена данного земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения культуртехнических работ в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов;

- установление особенностей государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с ненадлежащим использованием или неиспользованием.

Согласно законопроекту орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан обеспечить (при необходимости) проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, а также провести публичные торги по продаже изъятого земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о его изъятии.

Также законопроект содержит положения, согласно которым:

- начальная цена земельного участка при проведении повторных публичных торгов по продаже такого земельного участка в случае, если публичные торги признаны несостоявшимися, снижается на двадцать процентов;

- в случае если повторные публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность по цене, равной пятидесяти процентам от начальной цены земельного участка, заявленной на повторных публичных торгах. При этом если земельный участок не приобретен в муниципальную собственность, субъект Российской Федерации обязан приобрести указанный земельный участок по цене, равной пятидесяти процентам от начальной цены земельного участка, заявленной на повторных публичных торгах. 

Законопроектом учитываются предложения администрации Переславского муниципального района Ярославской области по сокращению срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования для сельскохозяйственного производства, а также по установлению административной ответственности за ненадлежащее использование участка из земель сельскохозяйственного назначения.

 

IV. Выводы по итогам мониторинга

1. По результатам мониторинга установлено, что Закон Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» не требует доработки.

2. Комитету Ярославской областной Думы по аграрной политике, экологии и природопользованию рекомендовано поддержать проект федерального закона № 1007443-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании).

3. Направить в Министерство юстиции Российской Федерации и в Правительство Ярославской области предложение к проекту плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год провести мониторинг Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». 

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5