Постановление от 16.02.2010 №18

О проекте федерального закона № 163864-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»


Дополнительные материалы


Правовой акт


Ярославская областная Дума

пятого созыва

Постановление

 

от

16.02.2010

 

18

 

О проекте федерального закона № 163864-5

«О внесении изменений в Федеральный закон

«Об объектах культурного наследия

(памятниках истории и культуры) народов

Российской Федерации» и в отдельные

законодательные акты Российской Федерации»

Рассмотрев проект федерального закона № 163864-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.С. Журовой, Г.П. Ивлиевым, В.С. Плескачевским, В.Н. Плигиным, Е.А. Федоровым, П.В. Крашенинниковым, В.В. Пановым, Е.Г. Драпеко, З.М. Степановой, А.А. Тягуновым, В.А. Головнёвым, В.М. Кущёвым, И.Д. Кобзоном, Д.Г. Новиковым, С.А. Поповым, Ярославская областная Дума

 П О С Т А Н О В И Л А:

1. Поддержать концепцию проекта федерального закона № 163864-5        «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Утвердить прилагаемый отзыв на указанный проект федерального закона.

3. Направить настоящее Постановление и отзыв Ярославской областной Думы в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по культуре.

4. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель

Ярославской областной Думы                                                                            В.В. Рогоцкий


Утвержден

    Постановлением

 Ярославской областной Думы

от 16.02.2010 № 18

ОТЗЫВ

Ярославской областной Думы

на проект федерального закона № 163864-5

«О внесении изменений в Федеральный закон

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)

народов Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты

Российской Федерации»

Предлагаемый проект федерального закона направлен на уточнение норм действующего законодательства, связанных с обеспечением сохранности объектов культурного наследия при различных сделках с объектами культурного наследия, на введение норм прямого действия, устанавливающих порядок осуществления историко-культурной экспертизы, порядок установления доступа граждан к объекту культурного наследия, требования к использованию памятника, порядок осуществления государственного контроля.

Предлагаемые редакции статей могут быть приняты за основу. Однако нормы, касающиеся классификации объектов наследия, порядка учета земельных участков, неразрывно связанных с объектами культурного наследия, прописаны некорректно и не учитывают сложившейся системы учета и регистрации прав на земельные участки.

К изменениям в статью 5 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон) необходимо подходить с позиции действующих норм Земельного кодекса Российской Федерации или одновременно вносить в него изменения. Статья 99 Земельного кодекса оперирует понятиями «земли историко-культурного назначения» и «земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения». При этом Земельный кодекс различает земли объектов культурного наследия и земли достопримечательных мест, в то время как в силу статьи 3 Закона достопримечательные места относятся к объектам культурного наследия. Предлагаемые изменения в статью 5 Закона отождествляют земельный участок и территорию объекта культурного наследия. При этом на «земельном участке объекта культурного наследия» устанавливаются ограничения, которые ранее устанавливались для «территории памятника».

Считаем, что замена понятия «территория памятника» на понятие «земельный участок объекта культурного наследия» некорректна и нецелесообразна, поскольку границы земельного участка и территории памятника могут не совпадать.

Пунктом 24 статьи 1 законопроекта предлагается законодательно закрепить проведение общественных обсуждений заключений историко-культурной экспертизы, а обязательность учета их результатов при принятии соответствующих решений не регламентируется.

Законопроектом предлагается определить требования по обеспечению доступа к объекту культурного наследия на основании историко-культурной экспертизы. При этом в соответствии со статьей 31 Закона порядок проведения историко-культурной экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569, требование по обеспечению доступа к объекту культурного наследия не является объектом историко-культурной экспертизы.

Изменения в статью 6 Закона предусматривают включение понятия «государственный контроль» в структуру «государственной охраны объектов культурного наследия». В то же время, полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и регионального значения в силу статей 9.1, 9.2 Закона находятся в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а полномочия по охране культурного наследия местного (муниципального) значения находятся у органов местного самоуправления. Таким образом, пункт 29 законопроекта вступает в противоречие с указанными выше нормами.

Ярославская областная Дума предлагает доработать проект федерального закона № 163864-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом настоящего отзыва.